Что же мы видим сейчас? В некоторых регионах начали возвращать классы и школы на удаленное обучение еще с первой недели сентября и весь месяц это продолжалось. Меры безопасности соблюдались либо частично, либо вообще никак. Ну и последний тревожный звоночек — объявление мэра Москвы об увеличении осенних каникул. Кажется, или в прошлый раз все тоже начиналось с «каникул»?
Что же показал нам опыт весеннего дистанта?
Об этом мы решили спросить у самих ребят и провели опрос, в котором приняли участие 182 ученика из разных регионов России, в возрасте от 13 до 19 лет.
Всего 5 человек из всех опрошенных ответили, что за время карантина их ничего не угнетало, и они чувствовали себя комфортно. Самым тяжелым во время карантина для подростков было не иметь возможности видеться с друзьями и учителями (101 ответ). На втором месте: неорганизованность учебного процесса, плохое преподавание, увеличение домашней работы (97) и постоянные плохие новости и неопределенность (78). Также ребята выделили такие проблемы, как «толкучка» дома — это стало проблемой для 65 подростков, а 28 школьникам не хватало технических средств и быстрого интернета.
В целом, на «4» и «5» эффективность своего обучения на удаленке оценили 72 школьника (49 и 23 соответственно), на «троечку» — 54, на «2» и «1» — 56 (24 и 32).
Несмотря на то, что дистанционное обучение вызывало массу сложностей немногие школьники обращались за помощью к родителям — всего 14,3% опрошенных.
Когда мы спросили, на какой платформе проходили занятия, ребята упоминали около 20 различных сайтов, мессенджеров и платформ. С одной стороны, это хорошо. Значит, школьникам было где заниматься, а у учителей был выбор, можно было освоить любой понравившийся сайт. С другой, такой огромный выбор мог привести в путанице. Например, если у тебя в программе около 14 предметов, а каждый учитель использует разную платформу. Сначала нужно понять, как они все работают, запомнить, как каждый из учителей проводит занятия (у кого-то онлайн-уроки, кто-то просто высылает домашку на почту, кто-то скидывает ссылки на вебинары и тд.), потом не запутаться кому и куда скидывать готовые задания, которые еще и сделать нужно. Конечно, к этому можно привыкнуть со временем, но все равно система выглядит как-то сложновато. Да, большинство опрошенных школьников признались, что и раньше пользовались интернетом для учебы и занятий, но отметили, что все же, не в таком количестве.
Мы задали ребятам вопрос: «Что бы вы хотели изменить в дистанционном обучении, чтобы сделать его эффективнее?» и получили следующие ответы:
«Нужно разработать учебную программу, адаптированную для удаленки, научить учителей пользоваться программами для проведения уроков. Сделать их более интерактивными».
«Хотелось бы сделать дистанционку более организованной. Добавить возможность общения с учителями, хотя бы в режиме онлайн, а не просто переписки. Создать единую платформу, на которой будут ВСЕ задания и дедлайны, чтобы не путаться в них. Еще хотелось бы иметь свой ноутбук, чтобы не нужно было договариваться с остальными членами семьи, когда и кто берет компьютер».
«На мой взгляд дистанционное обучение было бы эффективнее, если бы не было организовано на скорую руку. Нужно добавить лишь организованности и объективно оценить количество домашней работы».
«Улучшить платформы, на которых проводились уроки и качество связи. Сделать нормальные сервера, чтобы сайты не «ложились» от большого количества посетителей. Организовать часы, нормальный план работы, чтобы все учителя задавали задания по плану и не было такого, чтобы в день 100 заданий с кратчайшим дедлайном».
«Многие учителя не видели разницы между таким обучением и уроками в классе, и не меняли свой подход к занятиям, давали очень маленькие сроки на выполнение заданий, проводили уроки ранним утром, в то время как другие занятия проходили днём. И считали, если обучение проходит дома, то оно даётся легко, а значит можно задавать в 3 раза больше заданий. Так что более организованный график и понимание того, что нахождение дома не сделает обучение проще, могли бы немного улучшить ситуацию».
«Не думаю, что эта система вообще эффективна. Она подходит только людям, у которых железная дисциплина. Но таких меньшинство».
«Мне кажется это нереально. В любом случае для развития и обучения нужно живое общение, а в дистанционном формате это невозможно».
«Возможно, менять нужно не столько само дистанционное обучение (его организацию на уровне учителей и школы), сколько, то что происходит на уровне учеников. Не каждый школьник владеет тайм-менеджеметом и достаточным уровнем самоорганизации, что и ведет к нехватке времени. Ребята не понимают, что все эти знания нужны в первую очередь им. К сожалению, это приведет к тому, что новое поколение будет сильно отставать в знаниях и базовых навыках».
Конечно, обо всех этих проблемах говорилось уже много раз. Ученики в полной растерянности от постоянных изменений, неработающих платформ, появившихся пробелах в знаниях и огромного количества домашки. Родители жалуются на ухудшение здоровья детей, плохую успеваемость, неэффективность преподавания. Да и как, например, работать, когда дети-школьники начальных классов остаются одни дома на «каникулах»? О дополнительной нагрузке на учителей даже говорить страшно. Если занятия в школе — следи, чтобы дети не выходили из кабинета или носили маски, на удаленке — осваивай сам новые программы, отвечай всем родителям в чатах, думай как сделать обучение интересным, а если часть учеников на удаленке, а часть занимаются очно? Вообще с ума можно сойти. И все друг друга ругают. И никак не могут понять, что тяжело всем. И справиться с этой проблемой можно только совместными усилиями. Никто не спорит, дистанционка была ужасным временем, дети очень многое потеряли, и вновь переживать это не очень хочется. Но есть ли какие-то другие варианты в сложившихся условиях?
Остается только надеяться, что мы все хоть чему-то научились, сделали работу над ошибками и, при необходимости, справимся со второй волной дистанционного обучения более эффективно.