Так, студент «Поволжского колледжа технологий и менеджмента» рассказал, что администрация собрала список учеников, которые состояли в оппозиционных группах ВКонтакте. С этими ребятами проводили дисциплинарные беседы и отговаривали от участия в акциях.


Не по закону, но с болью в сердце
Однако не во всех учебных заведения ограничились угрозами. Астраханский государственный университет (АГУ) отчислил за участие в протестах трех студентов.
Мы решили узнать, о каком законе идет речь, и связались с Константином Маркеловым. Ответил нам начальник юридического отдела, который сослался на законы Российской Федерации и пункт 2.4 (обязанности обучающихся в университете) кодекса АГУ.
При этом в ответе говорят, что 31 статья Конституции РФ дает право участвовать в акциях: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Любовь Зименко, юрист из Санкт-Петербурга, рассказала, могут ли отчислить из учебного заведения за участие в акциях:
- Если студент присутствовал на санкционированном митинге, он реализовывал свое конституционное право. Это никакой устав запретить не может! Но вот если митинг несанкционированный, а в уставе учебного заведения что-нибудь написано про законы — тут появляется лазейка.
Мы ознакомились с внутренним распорядком университета, чтобы выяснить, написано ли там что-то про несанкционированные митинги. Оказалось, что есть только один пункт, за который можно было привлечь студентов к ответственности: «Не нарушать законодательство Российской Федерации и иные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности».
Однако ребята ходили на акции не во время занятий и не срывали учебу остальных, поэтому на деле студентов отчислять просто не за что.

«Скажи, ты мало имеешь от государства?»
Руководители воспитательного центра (РВЦ): — А ты не доучишься здесь.
По словам Дарьи, МДК она не сдала из-за больничного:
Сейчас я не ходила, грубо говоря, неделю в техникум. Но все «хвосты» мне подтянуть недолго, все сдам. Я понимаю, что со стороны руководства будет волна недовольства: я их задела. Но если бы мне не сказали, что они «отправят мои имя и фамилию в министерство», я бы не выкладывала запись.
При этом руководитель воспитательного центра Оксана Есянина сперва заявила, что Министерство образования заставило отслеживать студентов на шествии, а потом от своих слов отказалась. В разговоре с журналистами она сказала: «Мы сами пошли посмотреть ради интереса». Также Есянина обвинила Дарью во лжи. Студентка якобы выложила лишь часть записи и во время разговора выводила преподавателей на эмоции.
Мы решили разобраться и связались с Дарьей ВКонтакте. В нашем распоряжении оказалась полная запись, где слышно, как девушка зашла в кабинет и поздоровалась. Она не хамила преподавателям, которые в свою очередь использовали нецензурную лексику. Дарья рассказала: она даже не задумывалась, что ее ждут оскорбления и такие разговоры.
Я не могла представить, что столкнусь с таким в техникуме, когда шла на митинг. Я понимала, что меня ждали какие-то разговоры, но надеялась на лучшее.
Также Дарья рассказала, что некоторые преподаватели старшего поколения сравнивают нынешнее время с девяностыми. Поэтому возможно, что Оксана Есянина действительно сама решила «регулировать» студентов на митинге.
«Я никого не призывала выходить на протесты, не просила что-то делать — только надеть колготки потеплее»
- Когда я спросила, на каких основаниях должна показать телефон, тем более, если есть все материалы — полицейские начали давить: «ну всё, тогда оформляем административную. Тебя выгонят из универа, не возьмут на работу, и посадят на 15 суток», — объяснила Света.
Пока в университет Светы из МВД не звонили, но она узнала, что многих участников того чата арестовали. Скорее всего, кто-то все-таки показал беседу, и людей начали привлекать к ответственности. Самое странное в этой ситуации — полицейские не имеют права читать переписки и тем более требовать показать телефон. Но когда угрожают арестом и сломанной жизнью — приходится выполнять указания.
Отцы и дети
11-летний ребенок на митинге — это, действительно, перебор. Как минимум из-за опасности давки и травм. И да, важно помнить, что ответственность за несовершеннолетних несут родители.
Но заслуживает ли мама юной оппозиционерки уголовной ответственности?
Юрист Любовь Зименко объяснила:
- Демонстрации, шествия и пикетирования в праве организовывать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, а митинги и собрания — 16 лет. К участнику нет требований по возрасту. Но согласно 20.2 статье КоАП, нельзя вовлекать детей в участие в несанкционированных митингах.
Были случаи, когда законных представителей пытались запугать заранее и сделать все, чтобы ребенок вообще не вышел из дома в день митинга. 17-летняя Саша подписалась на группу ФБК (Признана в России «иностранным агентом») ВКонтакте. В день митинга к ней домой пришли полицейские. Маме Саши пришлось писать обязательство о том, что ее дочь не выйдет из дома. По словам девушки, полицейские угрожали матери арестом и лишением родительских прав.
Что будет с отчисленными студентами и выльются ли во что-то угрозы, которые пока не зашли дальше очень грубых слов — непонятно. Ясно одно: некоторые преподаватели и в этот раз продемонстрировали «синдром вахтера»: выглядит все это не как правосудие, а как злоупотребление властью и неудачная попытка выслужиться перед кем-то.
И в связи с этим в очередной раз появляется вопрос: о какой воспитательной работе может идти речь? Ведь она, как нам кажется, должна быть основана на доверии и диалоге. Только тогда можно добиться положительного результата.
Но это - уже другая тема. О которой мы не раз писали - и напишем снова.