ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ЛЮБИТЕЛИ И ОТКРОВЕННЫЕ ГРАФОМАНЫ
Вместе с тем, современная поэзия – это, например, и огромный пласт неофициальной, неподцензурной поэзии советской эпохи, времени “самиздата” и “тамиздата” (запрещённой в советское время литературы, издававшейся за границей – прим. ред). Иными словами, “современная поэзия” охватывает как минимум последние 60-70 лет.
А вот что касается второго вопроса, на него можно ответить и да, и нет. Конечно, среди пишущих есть и профессионалы, и любители, и откровенные графоманы. Стоит ли считать представителями современной поэзии только более-менее признанных авторов? Думаю, нет. Даже начинающий поэт или и вовсе графоман по-своему осмысливают в текстах современность. Она может отображаться в их произведениях напрямую или косвенно, если тексты переживают на себе влияние определённых доминирующих дискурсов. Такие произведения могут быть интересны, как минимум, с социологической точки зрения.
- Какие вообще в современной поэзии уже наблюдаются тенденции?– Мне кажется, основная тенденция в том, что поэзия стремится выйти за свои очерченные какой бы то ни было предшествующей традицией пределы. Сближается с политикой, историей, географией и чем угодно ещё, ищет точки соприкосновения с кинематографом, фотографией, музыкой. Аудиовизуальные эксперименты становятся всё более распространёнными. Кроме того, поэзия живёт теперь не только на книжных страницах, но и в виртуальной среде, что также открывает перед авторами – особенно перед нами, которые привыкли проводить чуть ли не половину своей жизни в интернете, – новые возможности.
Также можно говорить о том, что поэзия стремится “примерять” на себя разные языковые стратегии, особенности разных дискурсов. Так, например, в 1990-е – 2000-е в русской поэзии распространяется документалистская тенденция: создаются тексты, более близкие к репортажу, использующие техники монтажа, фрагментации. Такой интерес к документальному был, вероятно, обусловлен трагическими событиями XX – XXI вв. Осознавалась необходимость в том, чтобы научиться разговору о травме, освоить способы её преодоления – в том числе в рамках художественного текста, средствами письма.
Конечно, говоря о травме, невозможно не упомянуть и о феминистской поэзии, развивающейся в современном мире также с конца XX – начала XXI вв. Здесь, думаю, можно назвать имена Галины Рымбу, Оксаны Васякиной, Анны Голубковой. Поэтическая речь здесь заостряется, как клинок, чтобы противостоять насилию, угнетению, неравенству. Женские голоса заявляют о себе, звучат смело и отчаянно.
С другой стороны, у некоторых современных авторов наблюдается тенденция к усложнению поэтического языка, и это усложнение естественным образом уводит у него читателей, так скажем, менее “продвинутых”, не настроенных на восприятие столь элитарных текстов. Впрочем, так было всегда; в конечном счёте каждый поэт находит свою аудиторию, и это очень ценно – вне зависимости от количества читателей.
- Кстати, про другие направления. Почему поэзия сегодня не так востребована, как музыка или кино?Поэзия же требовательна и капризна. Чтение поэтического произведения – очень сложный процесс. Поэзия требует большой сосредоточенности, фокусировки внимания исключительно на ней, определённого душевного настроя. Без всего этого она – неживой текст, набор букв, не вызывающий никакого отклика. Я бы сказала, что главное, что поэзия требует от своего читателя, – это ресурс, ценнее которого у него нет ничего на свете. Это его время. Невозможно читать стихи как-нибудь между делом, поставить их на фон, как музыку, чтобы параллельно заняться чем-то ещё. К сожалению, не каждый готов на длительную “настройку” или “перенастройку” себя для того, чтобы восприятие поэтических текстов стало возможным, чтобы хрупкий мостик между автором и его читателем не обвалился.
Тем более, современный мир очень динамичен, и деловым людям нужно много чего успевать: на всякие там витания в эмпиреях времени не остаётся. И это очень печально. Если бы все люди на Земле читали хорошую поэзию, вероятно, не было бы столько зла вокруг. В нём отпала бы всякая надобность.
– С чем можно сравнить современную поэзию?
Первый образ, который ко мне пришёл, – Мальстрём. Это бурный водоворот в Норвежском море, которого и сейчас побаиваются моряки: он может унести и разбить судно о камни, так как мощь его очень велика.
Наши голоса и создали этот водоворот Мальстрёма, в центре которого – бездна. И он, водоворот, способен разнести всё на своём пути, унести в небытие насилие, жестокость и несправедливость.
По крайней мере, мне искренне хочется верить в такую волшебную, преображающую силу слова.
А КАК БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ АВТОРАМ?
– Возможностей для публикации в наше время очень много. Прежде всего это касается, конечно, электронного формата: опубликоваться в толстом литературном журнале вроде “Нового мира”, “Урала”, “Юности” непросто, порог вхождения там довольно высок.
Но всё большую популярность сейчас приобретают различные интернет-издания, порталы. Среди таких проектов хотелось бы выделить интернет-журналы “Формаслов”, “Лиterraтура”, “Prosodia”, “Прочтение”, “Кварта”, “Артикуляция”, “Журнал на коленке” Степана Самарина, “Таволга” Георгия Нагайцева, “Всеализм” Валерия Горюнова, “Rosamundi” Данилы Кудимова, “Нате”, амбициозный молодой культурный проект “Флаги”, замечательный проект “Poetica” поэта и редактора Владимира Коркунова и многие другие. В частности, поэтический портал “Полутона”, для некоторых начинающих поэтов служащий эдакой первой ступенькой.
Есть и сайты архивного типа, на которых можно найти подборки современных поэтов, сгруппированные различным образом. Это “Вавилон”, “Новая карта русской литературы”. Кроме того, неплохо было бы ознакомиться и с некоторыми тг-каналами: “Метажурнал”, “Орден Кромешных Поэтов”.
Возвращаясь к молодым интернет-изданиям, добавлю, что за многими из них видится какая-то своя “сверх-идея”, “философия”, что разжигает дополнительный интерес. Так, проект “Rosamundi” вдохновлён религиозно-мистическим сочинением Даниила Андреева “Роза мира”, а совершенно очаровательный проект “Таволга” ориентируется на образы природы: каждая поэтическая подборка называется в честь какого-то растения. Думаю, это симптоматично для нашего сложного времени: моё поколение ищет опору в литературе, в поэзии, которая должна подпитываться прежде всего любовью – к природе, к миру во всём его бесконечном многообразии. Эта любовь, безусловно, сможет помочь нам внутренне противостоять всем тем несчастьям, которые мы наблюдаем ежедневно.
Чтобы не заплыть слишком далеко, можно посматривать время от времени на путеводные звёзды, сверяться по ним. Я советую обращаться к статьям литературных критиков, позволяющих привести для себя современную поэзию в некоторую систему или же просто взглянуть на неё по-новому. Вот несколько важных имён: Борис Кутенков, Ольга Балла, Валерий Шубинский, Лев Оборин, Кирилл Корчагин, Илья Кукулин, Влада Баронец, Нина Александрова, Алексей Масалов, Владимир Коркунов, из молодого поколения – Лана Ленкова, Анна Нуждина, Лиза Хереш, Софья Дубровская, Иван Полторацкий. Можно познакомиться, например, с материалами таких интернет-журналов, как “Формаслов”, “Прочтение”, “Prosodia”, “Syg.ma”, “Флаги”, следить за новостями поэзии в тг-каналах “Схрон”, “Грёза”, “Метажурнал” и многих других. Со временем картина будет становиться всё более ясной.
Впрочем, стоит помнить и о том, что всего в поэзии не объяснишь – и нужно ли объяснять? Потому, на мой взгляд, первично собственное знакомство с текстом, вчувствование, вмысливание в него; особенно важны те сиюминутные впечатления, что сложились сами собой после его прочтения, а не были навеяны кем-то другим. Роль филолога, литературного критика – лишь обозначить некоторые ориентиры, дать нужное направление, а дальше – свободное плавание!