На протяжении пяти дней ребята жили на территории Образовательного Центра, там же вместе с наставниками и участниками из разных делегаций создавали проекты по семи направлениям: "Наука и образование", "Спорт и здоровый образ жизни", "Научно-технологическое творчество, технологии, инновации и изобретения", "Экология и экотуризм", "Гуманитарные науки и социальная сфера", "Медиа" и "Культура, искусство, творчество". В результате у школьников получилось около 100 работ. А сегодня ребята приехали на общую площадку фестиваля, чтобы показать, чего им удалось собрать за такое, казалось бы, небольшое время. Мы, конечно, там тоже были и даже узнали подробнее о некоторых исследованиях детей.
Школьники, как настоящие ученые, показывали работы, говорили о пользе проекта и их воплощении в жизнь. Для некторых такой опыт - новый
ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ ЗА 5 ДНЕЙ?
Когда попадаешь на 1 этаж аэропорта ВФМ, куда как раз и приехали дети со своими работами, создается впечатление, что ты попал в настоящий научно-исследовательский центр: повсюду, приборы, макеты, огромные плакаты с диаграммами и серьезными словами "цели", "задачи", "стратегия". И даже после того, как проходишь мимо доброй половины стендов, в голове никак не укладывается мысль - все это сделали школьники. Причем не за месяц или год, а чуть меньше, чем за неделю.
Конечно, детям помогали: с ними работали наставники из ведущих организаций и с российских предприятий. Но даже при этом успехи детей впечатляют. Хотя бы потому что некоторые работали с проектами определенной области впервые: в первый день фестиваля школьников распределяли по командам, и, конечно, они не знали с каким наставником и над какими задачами им придется работать. Единственное, что было известно с самого начала - направление.
Кроме будущих ученых, экологов и журналистов здесь есть еще одна небольшая группа - детская дирекция фестиваля. На них работа тоже ответственная: дети должны продумать акции и конкурсы для гостей, продумать культурную программу. И они со своей задачей тоже прекрасно справляются: уже у самого входа нас ловят, чтобы обнять, дарят сувениры и рассказывают о том, что здесь происходит. А в дальнем углу зала даже развернулся полноценный концерт. Все как было на ВФМ в эту неделю, только в миниатюре. Конечно, посмотреть все 100 проектов мы не успели, но с некоторыми участниками все же пообщались и узнали об их открытиях подробнее.
ПОЛИМЕРЫ, ДЕКСТРИН И ЦЕЛЛЮЛОЗА... И ВОДА СИЯЕТ
При разговоре с Анастасией мне становится даже немного стыдно. Я, ученица с твердой пятеркой по химии, постоянно переспрашиваю девочку о значении слов. А с каждой новой секундой Настя продолжает засыпать меня терминами, формулами и фотографиями с пробирками из лаборатории. На мгновение у меня пролетает мысль, что этот ребенок родился с колбой в руках, настолько хорошо она ориентируется в том, что мне рассказывает.
Их команда в течение пяти дней искали самую удобную технологию для очистки сточных вод. Проводили опыты с реактивами, изучали научную литературу на разных языках. Для Насти этот опыт не первый - она уже несколько лет увлекается химией и биологией.
Настя стоит в самом центре
Больше всего мне нравится проводить научно-исследовательские работы. Очень часто я езжу на конференции. Кроме того, я была в ДФУ на тихоокеанских проектных школах, в своей школе тоже часто делаю проекты.
Шныр Анастасия, г. Хабаровск
А проект, который она создала здесь станет хорошим кейсом для портфолио. К тому же, если все пройдет хорошо, открытия Анастасии даже смогут применяться на практике, в водоемах ее региона.
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО ВАШ МОЗГ
У Артема и Алессандры (Греция) тоже все по-взрослому: на мониторе перед ними крутится модель головного мозга, а в руках у парня небольшая модель мозга. Первая мысль, которая у меня возникает, что эти ребята хорошо потрудились над оформлением. Но оказалось все куда серьезнее: и модель, и макет сделали сами школьники из многих МРТ-снимков мозга реального человека. За пять дней они смогли буквально воссоздать то, что находится в нашей голове. Причем очень точно: ребята внимательно изучили каждый слой, поэтому получилась, можно, сказать полноценная копия, по которой можно учиться и проводить диагностику перед лечением.
Я и раньше изучал МРТ-снимки, но такой полноценной работы ни разу не делал. И это действительно интересно узнать, как работает мозг. Кроме того, мы работали с нейросетями, немного программировали. Эта работа, конечно, дает колоссальный опыт. Я в восторге!
Артем Ткачев, г. Ставрополь
Такие маленькие модели мозга ребята напечатали еще
О НАУКЕ - С ИНТЕРЕСОМ
При виде макета с разными ТЭС, ГЭС и АЭС заранее готовлюсь получить очередной заряд терминов. Но после вопроса "Ты увлекаешься физикой, да?" Егор, который стоит у стенда, смотрит на меня искренне удивленно. Оказывается, он - гуманитарий, а их команда создавала не универсальную систему для всех станций, а шоу.
Егор со своей командой
Мы создавали иммерсивное шоу для павильона "Атом" на ВДНХ. Мы хотим необычно рассказать людям о появлении ядерной и атомной энергетики, ядерной физики.
По нашей задумке люди вместе с философом Демокритом смогут пройти временную петлю и больше узнать о великих ученых в атомной энергетике
По нашей задумке люди вместе с философом Демокритом смогут пройти временную петлю и больше узнать о великих ученых в атомной энергетике
Егор Головин, г. Курск
И это один из немногих проектов на фестивале, который может реализоваться совсем скоро: команда Росатома, скорее всего, найдет профессиональных актеров и будет проводить такие шоу регулярно в павильоне "Атом" на ВДНХ.
Для Егора этот опыт важен по своим причинам: в будущем он планирует стать учителем. Сейчас он занимается организацией мероприятий "Движения первых" у себя в регионе.
Пракстически все мы здесь - будущие учителя и наставники. Поэтому такой опыт для нас очень полезен. Все-таки выставка "Россия" на ВДНХ - это очень возможно. И в регионах не всегда удастся попробовать себя в таких масштабных проектах
Егор Головин, г. Курск
СНИМАЕМ СТРЕСС ЧЕРЕЗ ОБЪЯТИЯ
Мое внимание Таня привлекает сразу. Она буквально вылетает на меня с фразами о том, что объятия снижают давление и снимают стресс. Она здесь - не просто участник, Таня попала в детскую дирекцию фестиваля и помогала организаторам составить программу еще задолго до прилета в Сириус. Поэтому-то она больше других грустит, что их "заперли" в детском кампусе и не дали посетить ни одного события на общей площадке.
Зато это дало дополнительную мотивацию:
Мы все равно не находимся в стороне и сами проводим акции. Поэтому спасибо дирекции фестиваля, что они все-таки ввели категорию 14-18 лет, потому что активисты-подростки могут участвовать, возможно, в самом масштабном фестивале и потом, когда вырастут, вернуться сюда же уже взрослым участником
Татьяна Попова, Архангельская область
ТРЕНИРУЕМСЯ ПЕРЕД КОНТРОЛЬНОЙ
Арина и Надя - подружки из Пензы, и они очень похожи: вместе хотят быть врачами и приехали в Сириус, чтобы больше попрактиковаться в этом. Приехали, сказать честно, не зря, потому что именно здесь девочки смогли больше узнать о том, как простые упражнения влияют на интеллект. Об этом им рассказала наставник Любовь Ботова - кандидат биологических наук. А уже усвоив теорию, девочки смогли создать целый комплекс упражнений.
Вся наша программа делится на три категории: спорт, здоровье и обучение. Спорт - это более сложные упражнения. Например, на баланс-борде. Для здоровья - это прежде всего комплекс упражнений, связанный с подбрасыванием теннисного или любого другого мяча, а для учебы - специальные упражнения, для которых нужны только левая и правая рука
Надежда Киселева, г. Пенза
Упражнения девочек уже пришлись по вкусу участникам фестиваля
ПРЕТЕНДЕНТ НА МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
Больше всего в жизни Самирджон мечтает стать знаменитым на весь мир ученым. Это желание появилось у него еще давно, в 7 классе, когда мальчик только начал изучать физику. Сейчас он учится в 9, и кажется, сегодня, стал на шаг к своей мечте ближе. Потому что его команда создала биореактор, который сможет обеспечивать кислородом космонавтов.
Кислород это вырабатывается из водорослей, которые "бегают" по множеству трубочек в реакторе, поглощают углекислый газ и выделяет кислород.
Пока что изобретение школьников может обеспечить кислородом только одну мышь, но их изобретение вполне можно использовать и для человека, если сделать его гораздо больше - это уже задача для взрослых ученых.
Мы можем предложить этот проект всему миру, потому что он очень востребован в космосе. Это очень большой шаг на пути к освоению космоса, поэтому этот проект вполне может помочь нам прославиться во всем мире в будущем
Самирджон Бердиев, Таджикистан