Конечно, нельзя сказать, что он и раньше не был популярен. Но почему его так любят читатели, особенно среди молодежи? Разбираемся вместе.
«Неполноценный» человек: психологизм Достоевского и удушье Осаму Дадзая
В новом выпуске рубрики «Книжная полка ПУ» впервые книга японского автора. Ольга Чибиряк рассматривает «Исповедь "неполноценного" человека» с точки зрения современности
Читать далее

«НЕТ» ГРАФОМАНИИ И ВИТИЕВАТОСТИ!
Слог Мураками прост и посилен «самому новичку» в книжном сообществе. В произведениях редко встречаются сложные термины, в основном рукописи Харуки состоят из описаний пейзажа, быта и незамысловатых диалогов героев. Естественно, и монологи — внешние и внутренние — тоже присутствуют. Они не перемудрённые, хоть часто бывают абстрактными.
Композиции книг имеют четкую структуру: сюжеты не нужно собирать или разбирать, чтобы разгадать тайный смысл. Поэтому при чтении произведений Харуки не возникает желания отбросить это «интеллектуальное» чтиво куда-нибудь в сторону.
Кстати, «перо» Мураками тоже придерживается определённого ритма. Об этом же говорил сам Харуки на встрече со студентами Беркли, где обсуждалась техника письма:
Если в ваших предложениях нет правильного ритма, никто их не прочитает...
Харуки Мураками

А еще Мураками — меломан. Этот факт объясняет, почему писатель готов творить с определенной мелодикой:
Единственное, в чем я разбирался, — это хорошая музыка, ритм, импровизация...
Харуки Мураками

В этом плане начать знакомство с творчеством Мураками стоит с романа «Послемрак». За счёт небольшого объема, немногословности (и письма, и мыслей), ненавязчивости роман можно прочитать за вечер. Книга ощущается как дуновенье ветра или как приятный морской шлейф. Кстати, из-за этого многие называют «Послемрак» зарисовкой.
Но если сказать в общих чертах — практически все произведения писателя помогают приноровиться к чтению. Наверное, поэтому подростки и дальше заполняют книжные полки «муракамиманией».

«ЭТОТ ГЕРОЙ ОЧЕНЬ СХОЖ СО МНОЙ!»
В книгах Мураками часто доминирует описание, смешанное с повествованием. Но под их пеленой кроются различные авторские рассуждения. Взаимоотношения людей — от любви до ненависти, хандра или «аутсайдерство», поиск себя или смысла жизни — все эти проблемы встречаются в его произведениях.
А ведь подобные темы близки молодым людям из-за переломного периода в жизни. Так, при чтении романа «Кафка на пляже» читатель разделяет переживания главного героя — 15-летнего Кафки Тамуры. Уже в юном возрасте персонаж столкнулся с испытаниями: уход матери из семьи, сложные отношения с отцом и побег из дома. Герой задумывается о пророчестве, течении жизни и постоянно ищет правду. А в другом произведении, в маленьком и камерном романе «Мой любимый спутник» всё предельно просто: главный герой сталкивается с несчастной любовью, конфликтами и одиночеством, неприятием себя.
Такие же портреты героев представлены в произведениях «Бесцветный Цкуру и годы его странствий», «Норвежский лес» и т.д. Их всех объединяет неуверенность героя в себе — в таком же состоянии пребывают многие молодые люди. Но есть другая сторона: все герои обязательно находят своё счастье.
Пути героев схожи с подростковыми сценариями, где судьба специально сталкивает с обстоятельствами, заставляющими устремить взгляд в себя. Книги Мураками как раз становятся «проводниками», которые сопровождают молодого путника в сложном жизненном этапе.

«РЕАЛЬНЫЙ СЮР»
Даже если вы прочитали тысячи книг и убеждены, что сможете предугадать сюжет любого произведения, романы Мураками вас удивят. Тут никогда не предугадаешь, что будет в кульминации, а что в концовке.
В ходе действий могут посыпаться рыбы с неба, как в «Кафке на пляже», или взойти две луны, как в трилогии «1Q84». С тобой через книгу может заговорить кот и предупредить об опасности! Или внезапно в произведении может быть написано о жутких исторических фактах. Как, например, в «Хрониках заводной птицы», где рассказывается об ужасах, происходивших в годы советско-японской войны. Какой бы обычный подросток знал о таком «неслучайном месте», как, например, Номонхан?

Обычно писатель объясняет это так: все фантастические образы, ситуации, идеи появляются из тёмных недр подсознания. И они необъяснимы — Харуки их просто записывает, не пытаясь анализировать. В общем, постмодернизм просто имеет место быть.
«История об аномальных вещах, происходящих с нормальными людьми» — это определение, которое Мураками дал сюжету романа «Мой любимый спутник». Оно, как мне кажется, характеризует вообще все его произведения. Непонятный, но манящий нонсенс увлекает «странных и загадочных» подростков (таких же, какими могут быть читатели), которые не хотят застревать в учебной рутине. Харуки открывает глаза молодым читателям на мистику, забирает с собой в отзеркаленный, но такой же реальный мир:
...с одной стороны, наша повседневная жизнь может показаться обыденной, скучной и бесконечной. Но если смотреть под другим углом, она полна удивительных противоречий, нелогичности, иррациональности.
Харуки Мураками

Тут только молодёжи выбирать — использовать роман Мураками, чтобы познать красоту реального мира. Или для того, чтобы отправиться в таинственные вселенные, погрузиться в эскапизм.
Вера в добро, чудеса, себя: 6 вещей, которым учат нас мультфильмы Хаяо Миядзаки
И какие мультфильмы стоит посмотреть — подробно рассказывает Надежда Кокорина
Читать далее

РОМАНТИЧНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Чтобы передать романтическое настроение, Харуки Мураками использует множество деталей — от музыки (Rolling Stones, The Doors, Ray Charles, Frank Sinatra и другие) до описания, как приготовить мисо-суп. Казалось бы, эти уточнения излишни. Но именно они открывают двери в загадочный мир, который так яро ищут читатели.
Такими элементами стали и джазовые песни — они задают тон повествованию и помогают понять сюжет, главную мысль и самих персонажей. Но бывает и так, что они включены в историю, чтобы просто усилить меланхолическое настроение.
Так, роман «Норвежский лес» назван в честь песни The Beatles, которую, как сказал Харуки, слушал во время написания. Можно и не говорить о том, как строки «битлов» сливаются с композицией произведения. На это указывают сами детали романа: джазовые пластинки, бары, нетипичные встречи, сигареты с определённой маркой.

Других может привлекать уют, незамысловатость, порядок. Рецепты блюд, подробное описание готовки персонажей, ведения домашней рутины — всё это занимает большую часть текстов произведений Мураками. Например, писатель в романе «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» описывает процесс готовки обещанного традиционного супа мисо:
Я приготовил простенький бульон из сушеного тунца, закинул туда морской капусты, лука, соевой пасты и, когда все сварилось, подал вместе с рисом и солеными сливами. В считанные секунды она подчистую умяла и это. Теперь, когда на столе осталось лишь несколько сливовых косточек, она казалась довольной.
из романа «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

А в книге «Дэнс, дэнс, дэнс» подробно расписан порядок действий во время готовки пасты с чесноком и перцем:
Вскоре я покончил с сельдереем и задумался, что бы такого приготовить на ужин. И решил: сварю-ка я сегодня спагетти. Взять два зубчика чеснока, покрошить не очень мелко и обжарить в оливковом масле. Время от времени наклонять сковородку, собирая масло к одному боку, и держать так подольше на слабом огне. Добавить стручок красного перца. Жарить дальше перец с чесноком. Чтобы масло не начало горчить, вынуть вовремя перец с чесноком (угадать момент — пожалуй, самое сложное). Бросить в масло ломтики ветчины и обжаривать до тех пор, пока не начнут потрескивать. Вывалить на сковородку спагетти и перемешать. Покрошить петрушки. Подавать с салатом — сыр «моцарелла» и свежие помидоры…
из романа «Дэнс, дэнс, дэнс»

Можно заметить, как писатель стремится «оромантизировать» быт и открыть прелесть привычных нам вещей. Это не перегружает текст и не заставляет зевать при прочтении: так, мы и правда чувствуем естественность и непорочность таких неприметных моментов.
Фото: открытый источник Интернета