Сейчас действительно появился тренд к тому, что образование переходит на цифровой уровень. Только в 2022 году рынок онлайн-образования вырос практически на 18%. И многие из программ касаются именно школьников. К примеру, появляются ресурсы «Сетевой Город. Образование», «Якласс». Кроме того, родители школьников все чаще стали интересоваться онлайн-образованием как альтернативой для обычных уроков: сейчас в 69 субъектах РФ есть хотя бы несколько школьников, которые учатся онлайн. Конечно, пока большинство детей и родителей к этому переходу не готовы, но постепенно учеников в онлайн-школах становится все-таки больше.

Новые технологии: добро или зло?

Технологии влияют и на методы обучения детей. Раньше, в силу нехватки нового оборудования, дети писали огромные конспекты с минимумом визуальной информации. Сейчас же технологии позволяют предоставлять любую информацию в более интерактивной форме, чем была раньше, что повышает их мотивацию и даже заинтересованность в предмете.

Нейросеть - новый друг ученика
Не успели мы привыкнуть к играм и приложениям на уроках, электронным дневникам, в школу пришло кое-что новое. Новый этап развития информационного пространства – это появление нейросетей и ChatGPT(один из ее видов). Что это такое?
По словам Википедии - это «Математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей - сетей нервных клеток живого организма.»
С помощью команд пользователя нейросеть может сгенерировать все, что угодно: картину, график, таблицу, текст. Единственное, что требуется от пользователя – это правильно объяснить то, что нужно сгенерировать.

Так вот, сейчас нейросети медленно, но верно проникают и в систему образования. Например, они помогают учителю создать презентацию или визуальный ряд, с помощью которого можно нагляднее представить материал, собрать информацию для урока или попросить нейросеть сделать удобные таблицы для учеников.
Но все это хорошо только до тех пор, пока пользование нейросетями не перерастает в «Зачем переводить большой текст по английскому – сфотографирую, и переводчик все и сразу мне переведет!» или «Зачем мне писать сочинение – лучше напишу тему ChatGPT, вот и сочинение готово!». Да, хоть школьные задания порой кажутся скучными и бесполезными, они помогают развить навыки, которые пригодятся в будущем.
Но иногда ученикам это играет только на руку. Например, если сочинения даются им с трудом, а по литературе требуют размышления на три страницы о Болконском и дубе, нейросеть может помочь. Конечно, никаких знаний это не даст, но зато получится избежать конфликтов с учителями и двойки в журнал.
Лень - двигатель прогресса?
Есть знаменитый афоризм: Лень - двигатель прогресса. Но уместен ли он в данном случае? Нет.

Действительно, в чем будет заключаться уникальность сотрудника, если он только и может, что «скидывать» работу на ChatGPT?
Очень важно объяснять молодому поколению то, что нейросеть – это просто инструмент, способ повысить эффективность своей работы, но никак не альтернатива «нейронки» человека. Только своим умом и трудолюбием человек способен чего-то достичь.
Именно в объяснении этой простой истины состоит главная задача системы образования нашего информационного общества.